Люди, создающие музыкальные инструменты, говорят, что все секреты давно придуманы, еще в 19 веке, а сами они – лишь хранители этих секретов.

Сегодня, друзья, мы побываем на Тульской фабрике гармоней. Именно здесь рождается музыка – среди пыли, опилок и строительного мусора. Труд на фабрике полностью ручной, никакой механизации.

Для того, чтобы делать музыкальные инструменты, надо владеть столярным делом, быть слесарем, специалистом по работе с металлом. Надо уметь работать с материалами (сукно, фильцы, прокладки, скобки), знать, как они деформируются, какими качествами обладают, какие подходы требуют. Но более всего нужно быть музыкантом, знать предмет ремесла. Не музыкант тоже может принимать участие в создании инструмента на каком-то этапе работы, но музыкальная, заключительная часть доверяется специалисту.
Все деревянные заготовки для гармоней делают столяры, которые получают точное задание, какие детали нужно сделать, размеры, количество. Для гармони походит древесина сосны и ели. Она должна быть сухой на 60-70%. Основное требование к деталям гармони – в собранном виде не должны пропускать воздух извне. Герметичность – залог качественного звучания инструмента.

Каждый корпус обрабатывают специальным лаком для противостояния влажности и грибка. Его покрывают размоченным в растворителе целлулоидом, как и много лет назад. При помощи молотка и специального пресса создаются язычки, которые будут установлены в типовые гармони и баяны.
Каждый на фабрике занят своим делом. Кто-то вклеивает планки, кто-то точит кнопки. мастер язычковых инструментов ловкими движениями и при помощи ножных мехов проверяет звучание планки на компьютере (в деке встроен микрофон) и в случае его несоответствия подтачивает язычок до нужной тональности.

На корпус надеваются металлические кромки и отбиваются киянкой. Так появляются меха. Кстати, порвать меха у баяна или гармони маловероятно и требуется усилие целой команды. После проклейки меха должны 3 дня полежать под прессом, чтобы размокшие от клея детали не потеряли форму.
Гармони классифицируются по числу голосовых планок г. Каждая дополнительная планка делает голос гармони богаче, объемнее. На планку приклеиваются металлические детали, их называют голоса. Каждый соответствует отдельной ноте. Существует даже специальный инструмент, который настраивает каждый голос каждой планки на свою ноту.

Гармошки на фабрике расписывается вручную и имеют свой неповторимый орнамент и рисунок. На сборку одного баяна у мастера уходит до месяца работы. Каждая гармонь состоит более чем из 3000 деталей.

Проект «Звучи, гармонь народная!» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
https://фондкультурныхинициатив.рф/